Специалисты АТЭС выступили на 36 сессии Группы экспертов по ЕСТР ЕЭК ООН.

Ноя 28, 2024 | Тахографы Мероприятия

С 28 октября 2024 по 31 октября 2024 года эксперты АТЭС Виктор Иванченко и Евгений Матвеев принимали участие в 36 сессии Группы экспертов по Европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) и заседании рабочей группы по автомобильному транспорту SC1 (далее SC1), где выступили с предложением, которое вошло в итоговое коммюнике.

Заседание 36 сессии Группы экспертов ЕСТР прошло 28 октября 2024 г.

Е.Матвеев (слева) и В.Иванченко на заседании 36 сессии Группы экспертов по Европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР)

С момента окончания мероприятия прошел месяц. Многие из принимавших участие в мероприятии сразу по его окончании опубликовали новости о прошедшем мероприятии.

АТЭС на время выполнения административными структурами ЕЭК ООН обязанности по переводу на официальные языки документов, публикуемых на сайте организации, держала гроссмейстерскую паузу. Секретариат не всегда в срок выполняет свои функции. Вот и на этот раз на странице 36-ой сессии Группы экспертов по ЕСТР не появились официальные переводы скорректированной Повестки дня заседания Группы экспертов, а также нет ни русскоязычного, ни франкоязычного текста Отчёта о проведении заседания Группы экспертов.

Нам не известны причины бездействия административных структур ЕЭК ООН, поэтому предлагаем ознакомиться с Повесткой дня и Отчётом о работе 36-ой Группы экспертов, представленными исключительно на английском языке.

Повестка дня (ревизия 2) — https://unece.org/sites/default/files/2024-10/ECE-TRANS-SC.1-GE21-77-R2e.pdf

Отчёт о работе — https://unece.org/sites/default/files/2024-11/ECE-TRANS-SC.1-GE.21-78e.pdf

Для полноценного понимания происходящих процессов необходимо быть знакомым с ретроспективой работы Группы экспертов по ЕСТР, чтобы понимать какие вопросы и на протяжении какого времени обсуждаются в ходе регулярно проходящих заседаний.

По ссылке https://unece.org/sites/default/files/2024-09/ECE-TRANS-SC.1-GE21-77-r.pdf  можно ознакомиться с первоначальной повесткой дня на русском языке.

В последнее время активную позицию в деятельности Рабочей группы занимают представители Республики Беларусь.

Некоторое время назад активность проявляли также и другие Договаривающие стороны ЕСТР, например, Турция и Казахстан.

Однако, после получения сертификатов криптографических ключей уровня страны – сервис, который предоставляет организация, подконтрольная ЕС — эти и ряд других стран, неявляющихся странами-участницами ЕС, «сбавили обороты». Их насущная потребность была удовлетворена. Тем не менее, фундаментальная проблема не устранена – держателем корневых криптографических ключей PKI-дерева для цифровых тахографов эксклюзивно является ЕС.

Долгие годы практически все Договаривающие стороны ЕСТР, неявляющиеся странами-участницами ЕС, не высказывали требований или опасений возможности ограничения работоспособности международной системы тахографии, просто перестав сертифицировать криптографические ключи уровня страны. Исключением в дружном хоре была Российская Федерация.

Период 2023-2024 годов показал, что ЕС спокойно применяет двойные стандарты в области технического обеспечения деятельности международного Соглашения. ЕС проводил сертификацию криптографических ключей уровня страны Лихтенштейну, Исландии, Норвегии, Швейцарии, но в тоже время отказывал в сертификации криптографических ключей Таджикистану, Турции, Грузии, Армении, Узбекистану, Молдове и даже Украине.

В отношении Российской Федерации и Республики Беларусь при действующим до конца мая Меморандуме о взаимопонимании между ЕС, ЕЭК ООН и лабораторией, производящей сертификацию криптографических ключей, ЕС оставался непоколебим. Сервис по сертификации криптографических ключей уровня страны странам не предоставлялся.

В преддверии окончания действия сертификатов криптографических ключей уровня страны члены АТЭС ведут активную работу по созданию в рамках ЕАЭС и близлежащих стран системы контроля деятельности водителей, исключающей волюнтаристские прихоти ЕС. Уже проведены разработки определённых технических решений, часть из которых была продемонстрирована на международной выставке в Москве в 2023 году.

На первом этапе запуск альтернативной ЕСТР, а значит и альтернативной ЕС, системы контроля деятельности водителей должен состояться для международных перевозок между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Надеемся, что в Российской Федерации хватить политической смелости запустить альтернативную систему контроля деятельности водителей, создав таким образом ещё один центр многополярного мира.

Ниже на ознакомление читателям представлен отчёт о 36-ой сессии Группы экспертов по ЕСТР и небольшая выдержка из заседания 119 сессии Рабочей группы по дорожному транспорту.

=====

К 36 сессии Группы экспертов по ЕСТР были представлены предложения Российской Федерации в текст ЕСТР, по вопросам: возможность использования контроля по распечаткам в случае форс-мажора; возможности создания нескольких центров по проверке на эксплуатационную совместимость и сертификации национальных ключей.

Кроме того, были представлены предложения в Меморандум о взаимопонимании между Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций и Европейской комиссией в рамках ЕСТР (далее Меморандум). Суть предложений сводится к использованию в качестве посредника по сертификации национальных ключей ЕЭК ООН.

Европейской комиссией были представлены предложения в Добавление 1B, позволяющие Объединенному исследовательскому центру ЕС (JRC) отказывать в услугах по сертификации национальных ключей и проведении тестирования на интероперабельность любой договаривающейся стороне «по соображениям безопасности».

Предложения РФ и Европейской комиссии не были рассмотрены рабочей группой по существу в виду того, что секретариат ООН не был своевременно подготовлен перевод документов на языки ООН. Это связано с тем, что документы были предоставлены слишком поздно. Было принято решение рассмотреть эти предложения на следующей сессии в феврале 2025 года.

Российская Федерация и Европейская комиссия в очередной раз подтвердили свои позиции, касательно изменений в статьи ЕСТР 4 и 22 бис, рассматриваемые на предыдущих заседаниях рабочей группы экспертов.

Европейская комиссия сообщила, что еще не рассмотрела предложения Российской Федерации в Добавление 1С, а также не подготовила проект Добавления 4 ЕСТР «TACHOnet».

Секретариат ЕЭК ООН сообщил, что текущее административное соглашение, продлевающее срок действия Меморандума закончило свое действие 31 мая 2024 года и сейчас между ЕЭК ООН и Европейской комиссией ведутся переговоры по вопросам заключения нового соглашения по продлению Меморандума.

Российская Федерация и Республика Беларусь в очередной раз заявили, что Меморандум не выполняется, JRC не оказывает услуг всем договаривающимся сторонам ЕСТР. В связи с этим продлевать его в текущей редакции ни в коем случае нельзя. Было предложено ознакомиться с предложениями РФ в текст Меморандума и подготовить новую версию, которая позволит избежать дискриминации отдельных государств.

Рабочей группой был рассмотрен вопрос по созданию множественных центров сертификации ключей и лабораторий по тестированию на совместимость (интероперабельность). Европейская комиссия заявила, что не видит необходимости в создании нескольких центров, и что при создании множественных центров возникнут трудности: из-за новых корневых ключей каждого центра придется проводить обновление ключей шифрования во всех тахографах, новые лаборатории не смогут производить тестирование, т.к. не смогут собрать все возможные виды тахографов, которые были выпущены за 15 лет. Эксперты АТЭС сообщили о путях решения указанных проблем: множественные центры могут использовать копии текущих корневых ключей и никаких изменений в ключевую информацию действующих тахографов не потребуются; для полноценного тестирования на совместимость не требуются все модели, достаточно специализированного ПО и тех моделей тахографов, которые эксплуатируются сейчас.

Позиция специалистов АТЭС вошла в итоговое коммюнике:

Рабочая группа по автомобильному транспорту SC1 заседала с 29 по 31 октября 2024 года.

Одним из первых вопросов был рассмотрен вопрос продления Меморандума. Российская Федерация и Республика Беларусь еще раз озвучили о невозможности подписания Меморандума в текущей редакции.

Украина вынесла вопрос о подписании Меморандума на голосование. Республика Беларусь сообщила, что данные вопросы не входят в круг ведения SC1 и группа не имеет полномочий для таких голосований. Российская Федерация поддержала Республику Беларусь. Мнения разделились. После обсуждения были проведены два голосования по двум вопросам:

  1. Имеет ли группа SC1 полномочия рекомендовать к подписанию соглашение о продлении Меморандума.
  2. Готова ли группа SC1 рекомендовать к подписанию соглашение о продлении Меморандума.

По обоим вопросам большинством голосов были приняты положительные решения: группа SC1 имеет полномочия, группа рекомендует ЕЭК ООН подписать соглашение о продлении Меморандума. Российская Федерация и Республика Беларусь заявили о своем несогласии с проведенными голосованиями и их результатами.

0 Комментариев

Заказать Консультацию Специалиста